Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Здравствуйте, меня зовут Катерина. Я практический психолог. Данный дневник посвящен разбору психологических процессов, большой акцент делаю на тело и эмоции.
Рада приветствовать!


URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
20:44 

Вступление или кратко о.

Наконец это свершилось. В болезни есть свои преимущества, начинаешь реализовывать давние проекты.

Идея простая: Мне есть что рассказать вам и я рассказываю . У вас есть вопросы и вы их задаете.

Основная тема моего дневника - психические и телесные процессы. Буду искать, разбираться и рассказывать/показывать, благо образование располагает.
Не обещаю писать быстро и много. Хороший материал должен быть хорошо переработан, а затем усвоен. Не обещаю всегда быть грамотной.

Зовут меня Катерина, приятно познакомиться.

22:50 

У меня появилась идея.
Если у кого-то есть или вдруг появятся конкретные вопросы, напишите в комментариях, а я подумаю что могу рассказать по теме.
Пост будет тут висеть и еще я ссылку вывешу в эпиграф.

@темы: организационное

00:23 

Уровень А

С учетом моего погружения в сенсорную интеграцию и разные интересные вещи, я хочу начать с темы движения. С теории, чтобы дальше было ясно что происходит, на что влияем и т.д.


Хочу кратко изложить теорию уровней построения движений, которую предложил Бернштейн, с уточнениями Максимовой. Использую книжку Максимомвой "Уровни общения", конспекты и опыт.
Уровней пять: A,B,C,D,E.
Развитие происходит с помощью наращивания, то есть снизу вверх. Интересно то, что логопеды во время работы, если у ребенка присутствуют нарушения, могут работать через поднимания ребенка на уровень выше, а могут и опускать.

Уровень А. Уровень целостного тонического подстраивания.
Мышечный тонус, для тех кто еще не знаком с этим определением, - это длительное стойкое напряжение в мышцах, которое позволяет нам поддерживать и удерживать определенную позу в пространстве. Напряжение мышц зависит от характера влияния на них нервных импульсов (нервно-мышечный тонус) и происходящий в них метаболических процессов ( собственный тонус мышц).

Очень интересной особенностью тонического взаимодействия двух тел, отмечает Максимова, является слияние тонусов взаимодействующих организмов. Например, вы давите на выставленную руку другого человека и тут же через собственное тело считываете информацию о состояние его тела (тонический ответ). Благодаря собственному напряжению, вы почувствуете тоническое объединение между вашими телами. То есть, напряжение, рожденное противодействием ваших рук, перетечет в спину, в шею, в таз. Тоже самое случится даже, если т.об. не произойдет. И вы снова поймете это через себя.

Возможно, звучит сумбурно. Приведу пример.
1) Я была несколько лет назад на тренинге. Там у нас было задание из телесной практики: два человек разбиваются на пары, один поворачивается спиной, а второй медленно кладет ему на спину ладонь. Какое-то время они сидят, потом рука также медленно убирается и они меняются. Практика потрясающая, много позволяет узнать о себе и другом. Как раз в момент соприкосновения ладони и спины происходит тоническое взаимодействие. Например, я помню, что чувствовала у своего партнера скованность, напряжение в плечах и верхней части спины. Еще мне показалось, что он враждебно ко мне настроен, но потихоньку все же впустил за свои границы.
Попробуйте, кстати, интересная штука. Говорят, тело помнит все. Я из тех людей, кто разделяет эту гипотезу, а еще считает, что между психикой и телом определенно синтез. И дружба, в идеале. :)

Тут пару вопросов для самоисследования.
2) Попробуйте упереться в стол, а затем надавить на вытянутую руку человека. В чем разница, в чем схожесть? Что говорит ваше тело? Как оно включается во взаимодействие? Какие вы испытываете эмоции в эти моменты?
Хорошая практика, на мой взгляд, чтобы немного прочувствовать свою проприоцептивную систему.:)

Какое строится общение на уровне A?
читать дальше

Про детишек.
читать дальше



Про дисфункции по всем уровням напишу отдельным постом.

@темы: Уровни построения движений, Уровень A

21:42 

Про границы, структуру и принятие.

Размышляя над психологией и идей сенсорной интеграции, я подумала, что в выстраивании отношений может помочь знание нескольких моментов.

1. Ощущение границ и выстраивание их помогает ощущать собственную и чужую целостность. Сохранение границ, вызывает, во-первых, чувство безопасности, во-вторых, уважение к другому, в-третьих, позволяет оставаться на расстоянии, а значит оставаться в контакте с собой, не падать и не сливаться с другим. И, когда, например, один плачет, другой может его поддержать, а не обесценивать или сбежать.
2. Структура. Людям взрослым рационализм ближе, чем спонтанность. Не для всех, конечно, но, как показывает, практика для большинства. Под структурой я понимаю выстраивание определенных планов, которые не нарушаются ( Мы договорились, что каждую субботу мы ходим на балет, а в пятницу на футбол). Структура хороша тем, что она вновь дает ощущение безопасности, ощущение уважения к себе ( ведь если план запланирован и он выполняется - это приятно и надежно), а значит и ценности своей личности для другого. Еще она создает пространство, которое можно использовать для развития или восстановления отношений.
3. Принятие - это волшебная палочка в любых взаимоотношениях. Самое сложное, пожалуй. Искреннее принятие и слушание помогает ощутить свою значимость. С детьми это работает точно, со взрослыми, как показывает, моя практика тоже. Только принятие должно быть постоянным, поэтому я и написала два верхних пункта, как главных фактора.

Я думаю, что именно эти моменты могут начать стираться, когда люди вступают в более тесное взаимодействие.
По-своему, это закономерно, потому что близость позволяет ощущать разнообразный букет эмоций и получать разный опыт. Но, возможно, если возникает чувство беспомощности и ощущение, что все разваливается, а ты решаешь все сохранить, знание вот этих вещей может помочь.

Немного в сторону, но рядом.
Эти пункты хороши в работе с детьми.
Просто потому, что сейчас идет "бум" на воспитание "личностей", а из этого вытекают свои особенности, например, не буду наказывать своего ребенка, не буду ему ничего запрещать и т.д. В этом есть один тонкий момент, который я подам в виде открытого вопроса: если родитель не учит ребенка уважать собственные границы, уважать свои потребности, какие идеи поймет ребенок?

Хочу еще кое-что рассказать о принятии. Просто интересный факт.
Есть такой феномен у детей-аутистов, считается, что они "читают с твоей души". На самом деле, это не парасенсорика. Им сложно адаптироваться в мире эмоциональных игр ( т.к. эти уровне развиваются позже в норме, а у них в этом месте нарушение). Они считывают состояния человека на уровне тела, то есть все наши зажимы, напряжения. Притворяться невозможно: вас что-то испугало, вы напряглись и аутист от вас отшатнется, замкнется в себе. Поэтому в работе с ними нужно чувствовать себя спокойно, быть абсолютно открытыми.


Практическое задание для любопытных.

Хорошего вечера!

@темы: Психология отношений

21:54 

Я читаю сейчас "Квантовую психологию" Роберта А.Уилсона. Советую тем, кто решится на то, что я напишу ниже, прочитать предисловие. Могу выслать его в ворде на почту.
В предисловии он пишет:
Предварительные замечания
Каждая глава этой книги содержит упражнения, которые помогут читателю осмыслить и «интернализировать» (научиться применять) принципы квантовой психологии. В идеале, эта книга должна служить учебным пособием для группы, собирающейся раз в неделю для выполнения упражнений и обсуждения возможностей повседневного применения изученных уроков.


Если кто читает этот дневник и ему хочется поиграть, давайте попробуем сделать это вместе.
Сыграв в это со своим благоверным, я поняла, что эффект имеет место быть.

Раз в неделю ( в понедельник) буду выкладывать главу книжки и упражнения к ней, которые мы обсудим в комментариях. Высказывать можно все что угодно, потому что это может стать очень важным звеном в рассуждениях для кого-то.
Тут есть один нюанс. Главы, кроме первой, достаточно объемные. Тут нужно будет правда потратить минут десять на чтение и подумать. Предупреждаю сразу.
Игру можно покинуть в любое время, если что.
Поехали?


Как мы знаем, что мы знаем, если мы знаем что-то?


Глава первая
Притча о притче
Один молодой американец по имени Саймон Мун, изучавший дзэн в дзэндо (школе дзэн) в Ломпоке, штат Калифорния, совершил непростительную ошибку — прочел «Процесс» Франца Кафки. Этот зловещий роман, в сочетании с дзэн-тренировкой, оказался не по зубам бедному Саймону. Юношу потрясла, интеллектуально и эмоционально, странная притча о Двери Закона, которая у Кафки появляется ближе к концу повествования. Саймона притча Кафки так взволновала, что он не мог больше медитировать, потерял самообладание и надолго отвлекся от изучения сутр.
В несколько сжатом пересказе, притча Кафки выглядит так:
Некий человек приходит к Двери Закона и просит разрешения войти. Страж не дает ему пройти через дверь, но говорит, что если этот человек будет ждать неопределенно долго, то, может быть, когда-нибудь в будущем, он получит разрешение. Человек ждет и ждет; он стареет; он пытается подкупить стражника. Тот берет деньги, но по-прежнему не пропускает его через дверь. Человек продает все свое имущество, чтобы предложить еще большую взятку. Страж принимает ее, но все-таки не дает человеку прохода. Принимая каждую новую взятку, страж всегда объясняет: «Я делаю это только для того, чтобы ты не терял всей надежды».
В конце концов человек становится совсем старым и больным и знает, что он скоро умрет. В свои последние минуты он, набравшись сил, задает вопрос, который мучил его годами. «Мне сказали, — говорит он стражнику, — что Закон существует для всех. Почему же тогда так случилось, что все эти годы, пока я здесь сижу и жду, никто больше не пришел к Двери Закона?» «Эта дверь, — отвечает страж, — была создана только для тебя. А сейчас я закрою ее навсегда». Он захлопывает дверь, и человек умирает.

читать дальше

Упражнения
1. Пусть каждый член группы постарается объяснить или интерпретировать притчу Кафки и действия учителя дзэн.
2. Обратите внимание на то, возникнет ли из вашей дискуссии консенсус или каждый найдет в притче свой, уникальный смысл.

@темы: Игра: Квантовая психология

21:47 

Я сильно сократила главу, оставив, на мой взгляд более понятные и явные мысли. Упражнения ниже. Если не очень понятно о чем речь - расскажу в комментариях.

Глава вторая
Проблема "Глубокой реальности"

(....)
Итак, похоже, что и с операциональной, и с экзистенциальной точек зрения утверждения, содержащие в себе слова «является», «существует», «есть», не имеют смысла, особенно если они относятся к одному из следующих типов:
1. Физика реальна; поэзия — абсурдна.
2. Психология не является настоящей наукой.
3. Существует только одна реальность, и моя церковь (культура, область науки, политическая идеология и т.д.) знает о ней всё.
4. Люди, которые не согласны с этой книгой, — кучка кретинов.
читать дальше

Упражнения
1. Пусть каждый член группы классифицирует каждое из следующих предложений как имеющее смысл или бессмысленное.
А. Сегодня утром я вывез мусор.
Б. Сегодня утром мне явился Бог.
В. Сегодня утром я видел НЛО.
Г. Длина этого стола равняется двум твоим шагам.
Д. Вблизи тяжелых масс, таких, как звезды, пространство искривляется.
Е. Пространство не искривляется вообще никогда; вблизи тяжелых масс, таких, как звезды, всего лишь изгибается свет.
Ж. Подсудимый невиновен, пока суд не объявит его виновным.
3. Решения арбитра подлежат беспрекословному исполнению.
И. «История есть марш Бога через мир» (Гегель).
К. При акте зачатия мужская и женская половые клетки вносят по 23 хромосомы.
Л. Дьявол заставил меня сделать это.
М. Мое бессознательное заставило меня сделать это.
Н. Условные рефлексы заставили меня сделать это.
О. Церковь — это дом Божий.
П. Каждый, кто критикует правительство, является изменником.
Р. Авраам Линкольн служил президентом в период 1960 — 1968гг.
2. Если возникают разногласия, пытайтесь избежать конфликта и разобраться, почему разногласия должны возникать при обсуждении некоторых из этих предложений.

@темы: Игра: Квантовая психология

23:58 

Информация больше для меня и тех, кому интересно. Краткий конспект из книги Джин Айрис "Ребенок и сенсорная интеграция"

Развитие ребенка
1 год
читать дальше

2 год
Способность планировать движения зависит от точной работы системы осязания.
Начинается приблизительное определение места на теле, куда коснулись и реакция на это. Кожные ощущения говорят мозгу, где кончается и начинается его тело. Осознание своего тела, куда важнее, чем зрительное представление о нем.
В этот время идет исследование мира с помощью огромного количества разнообразных движений.
В этом возрасте нравится "ходить на голове", кататься на качелях. Эти игры дают огромное количество сенсорных ощущений: вестибулярных, телесных, формирует понимание как работает сила тяжести, как двигаются и взаимодействуют силы тяжести. Какие прикосновения приятны, какие нет, где граница возможностей тела. Все это формируется в "картину мира" или "схему тела". Этот процесс называется "перцепция (восприятие) собственного тела".
Здесь же начинается лазанье. Лазанье помогает хорошо организованные вестибулярные, двигательные ощущения съинтегрировать с телесными и зрительными ощущениями.
Ребенок учится понимать указания и инструкции, следовать им. Некоторые дети в этом возрасте говорят, а у кого-то скачок развития произойдет только к 3-м годам.
Телесные ощущения помогают почувствовать ребенка отделенным от родителей, ощутить собственную самость, положительный образ собственного "я". Ребенок осознает размеры своего тела (прятки - важная игра этого возраста). Влияя на окружающие предметы ребенок развивает ощущение самости, вот почему он начинает манипулировать различными предметами.
Интеграция ощущений дает основу для хороших взаимоотношений с другими людьми. Плохое поведение по отношению к людям может служить отражением неспособности управляться с ощущениями.

3 - 7 год.
К третьему году жизни ребенок понимает, что он управляет своей жизнью и дает понять это окружающим. "Нет" = обретенная независимость.
В этом возрасте дети очень активные. Они приобретают множество навыков.
Между 3-7 годами происходит научение пользоваться простыми инструментами: лопатка, вилка, мелки, карандаши и бумага и т.д.
Абстрактное мышление появляется к 7-8 годам. Пиаже сделал вывод, что человеческий мозг не способен формировать абстракции, пока он не накопит конкретных знаний о теле, окружающем мире и царящих в нем физических силах.
За 7-8 лет движений и игр дети обретают сенсомоторную зрелость, служащую основой интеллектульного, социального и личностного развития.

@темы: Дети, Тело

21:20 

Музыкотерапия

Сколько раз мы сталкивались с ситуацией, когда от плохого настроения, напряжения и шума нам хочется закрыть уши и сбежать? Особенно жителям мегаполисов знакомо нарастающее напряжение к течение дня, ведь они подвергаются постоянной атаке тысячи разнообразных звуков.
Иногда оставаться в одиночестве, уехать в лес и скрыться ото всех нет ресурса или возможности. Можно попробовать иные методы. Например, музыка. В настоящее время, становится популярным метод музыкотерапии. Музыка всеобъемлюще влияет на организм. Почему?
Любой звук — это вибрация. Каждый орган, каждая клетка нашего организма вибрирует в такт музыке, имея свою определенную частоту. Когда частота вибраций музыкального произведения и частота организма совпадают, то организм откликается на это музыкальное произведение.

Например, при работе с детьми в современных центрах раннего развития используют музыку для коррекции и развития эмоциональных состояний. Например, сонеты Баха успокаивающе влияют на агрессивных детишек.
Замечено, что элегии, ноктюрны и колыбельные помогают при легких формах депрессии и психозах.

В одном из интернет источников, я нашла интересную информацию, что звуковая частота, соответствующая ноте влияет на определенную функции организма:
- до, влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;
- ре – на желчный пузырь и печень;
- ми – на органы зрения и слуха;
- фа – на мочеполовую систему;
- соль – на функции сердца;
- ля – легкие и почки;
- си – на функцию энергообмена, согревая тело. Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие – с верхней (головой).

В музыкальной терапии у музыки есть необычное свойство — она разворачивает пациента лицом к беде. Это означает, что музыкальный терапевт работает с одним или несколькими людьми, имеющие болезни, связанные с потрясениями, травмировавшими психику. Также музыкотерапия имеет профилактическое свойство и работает с людьми, которые находятся на гранях заболевания.

Но существует как полезная так и вредная музыка.
Как же ее определить?

Полезная музыка - та музыка, которая должна оказывать освежающее, расслабляющее, стимулирующее или почти усыпляющее воздействие. При восприятии полезной музыки личность понимает или подсознательно ощущает, что в данный момент нуждается в определенной музыке, именно она в данном случае является «музыкой души».
Вредная же музыка - это та, которую нам навязывают в качестве сопутствующего товара (реклама), "музыка, которую ежегодно закупают в Америке на кассетах и дисках" , современная рок-музыка, попса и т.д. Клаус Кернер в своей книге «Акустическое наводнение раздражителей» назвал опасной и разрушительной. Связано это непосредственно с ритмом, который используется в процессе музыки.

Связано это с громкостью звука и определенной ритмикой.

Зачем же нам нужна музыка?
Георг Пихт пришел к выводу, что без музыки общество не способно быть подлинно гуманным, поскольку именно музыка, участвуя в формировании жизненно важной культурной окружающей среды, и создает человека.
В своей статье «Зачем человеку музыка?» Рауе указывает на то, что для отдельных личностей значение музыки возросло.
В музыке он видит средство, способное защитить от «расщепления» духа, души и тела, которое угрожает человеку настоящего в результате как внешних, так и идущих изнутри разрушительных процессов.

Покой и движение

главная