Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
00:23 

Уровень А

Khetti.
С учетом моего погружения в сенсорную интеграцию и разные интересные вещи, я хочу начать с темы движения. С теории, чтобы дальше было ясно что происходит, на что влияем и т.д.


Хочу кратко изложить теорию уровней построения движений, которую предложил Бернштейн, с уточнениями Максимовой. Использую книжку Максимомвой "Уровни общения", конспекты и опыт.
Уровней пять: A,B,C,D,E.
Развитие происходит с помощью наращивания, то есть снизу вверх. Интересно то, что логопеды во время работы, если у ребенка присутствуют нарушения, могут работать через поднимания ребенка на уровень выше, а могут и опускать.

Уровень А. Уровень целостного тонического подстраивания.
Мышечный тонус, для тех кто еще не знаком с этим определением, - это длительное стойкое напряжение в мышцах, которое позволяет нам поддерживать и удерживать определенную позу в пространстве. Напряжение мышц зависит от характера влияния на них нервных импульсов (нервно-мышечный тонус) и происходящий в них метаболических процессов ( собственный тонус мышц).

Очень интересной особенностью тонического взаимодействия двух тел, отмечает Максимова, является слияние тонусов взаимодействующих организмов. Например, вы давите на выставленную руку другого человека и тут же через собственное тело считываете информацию о состояние его тела (тонический ответ). Благодаря собственному напряжению, вы почувствуете тоническое объединение между вашими телами. То есть, напряжение, рожденное противодействием ваших рук, перетечет в спину, в шею, в таз. Тоже самое случится даже, если т.об. не произойдет. И вы снова поймете это через себя.

Возможно, звучит сумбурно. Приведу пример.
1) Я была несколько лет назад на тренинге. Там у нас было задание из телесной практики: два человек разбиваются на пары, один поворачивается спиной, а второй медленно кладет ему на спину ладонь. Какое-то время они сидят, потом рука также медленно убирается и они меняются. Практика потрясающая, много позволяет узнать о себе и другом. Как раз в момент соприкосновения ладони и спины происходит тоническое взаимодействие. Например, я помню, что чувствовала у своего партнера скованность, напряжение в плечах и верхней части спины. Еще мне показалось, что он враждебно ко мне настроен, но потихоньку все же впустил за свои границы.
Попробуйте, кстати, интересная штука. Говорят, тело помнит все. Я из тех людей, кто разделяет эту гипотезу, а еще считает, что между психикой и телом определенно синтез. И дружба, в идеале. :)

Тут пару вопросов для самоисследования.
2) Попробуйте упереться в стол, а затем надавить на вытянутую руку человека. В чем разница, в чем схожесть? Что говорит ваше тело? Как оно включается во взаимодействие? Какие вы испытываете эмоции в эти моменты?
Хорошая практика, на мой взгляд, чтобы немного прочувствовать свою проприоцептивную систему.:)

Какое строится общение на уровне A?
"Здесь происходит тактильная коммуникация на очень близком расстоянии с опорой на глубокую чувствительность* - тоническое соподсраивание и тоническое объединение двух тел. При тоническом общении тела плотно прижимаются к друг другу. Например, влюбленные в момент объятий.
От места контакта начинает строиться тоническое объединение, тоническое вписывание двух тел – тонические плавные обтекания, обхватывания, обволакивания – состраивание, соподстраивание двух тел.
Тоническое подстраивание происходит, как правило, бессознательно и, по нашим наблюдениям, всегда сопровождается разлитым ощущением удовольствия."
Тоническое подстраивание, кстати, формируется к 5-6 месяцам после рождения.

*Глубокая чувствительность (проприоцепция) - это ощущение положения собственного тела относительно других частей. Сюда входит вибрации, мышечно-суставная чувствительность, чувства давления и т.д. Благодаря гл.чувст. человек чувствует положение своего тела, чувство силы и чувство движения.

Максимова приводит пример:"Особенно хорошо тоническое подстраивание можно почувствовать в случае, когда вы несете засыпающего или уснувшего ребенка. В первом случае его тельце прижимается к вам, подстраивается под ваши руки сливается с телом взрослого; во втором – обвисает, выскальзывает – такого ребенка нести тяжело и очень не удобно".

Обратная связь считывается с опорой на глубокую чувствительность. Если связь считать невозможно с тела, на которое мы воздействуем, не происходит тонического объединения и мы начинаем испытывать негативные эмоции, иногда страх ( боязнь неприятия, отвержения).

Любопытное замечание, что Максимова и ко. считают, что крепко прижаться к другу другу могут только люди в одном эмоциональном настроение - приязнь, страх, иногда даже раздражение. А вот те, кто на разных эмоциональных полюсах просто отталкиваются друг от друга. Поэтому, когда ребенок бежит в испуге к маме, она обнимает его и питает спокойствием.



Про детишек.

Ребенку в младенческом возрасте сложно понять, что "он - это он". Для этого ему нужно получать большое количество информации из мира. Поэтому малышам очень нравится всякие поглаживания, надавливания. Это также эмоционально очень приятно. Как я поняла, это обусловлено эмоциональной сферой с рождения.
Дети, не получающие должного воздействия, физически и психически развиваются хуже. Тут можно вспомнить все примеры сиротских домов и влияния сенсорной депривации на развитие малышей. В пору моей учебы нам рассказывали, что некоторые дети умирают в младенческом возрасте, потому что им просто не хватает контакта со взрослым. Тут можно предположить, что помимо эмоций, которые им нужны как воздух, они не могут сцепить себя с миром. Зачем жить, если не ясно что я такое и зачем я нужно?

У животных такой цели (контакта), по-видимому, служит вылизывание.

Кстати, в книге очень приятный пример про котенка, который начал вылизывать своих хозяев. Это правда очень мощное действие. Из своей практики могу поделиться, что я очень люблю, когда одна из наших кошек начинает вылизывать мою руку. Это очень мощное чувство принятия, любви и единения, получаемое от животного.

Любопытно!
"Если внутриутробно мать своим телом строит тело ребенка, то после рождения мать тонусом своего тела достраивает тоническую регуляцию своего дитя".

"Тонический ответ от ребенка необходим маме для ощущения принятия ее ребенком, ощущения собственной значимости, нужности.
Мы уже писали выше, что тоническое единение, на наш взгляд сопровождается эмоциональным. Мама при каком-либо эмоциональном неблагополучии ребенка своей эмоцией, при крепком телесном
контакте затапливает страх или недовольство ребенка своей любовью, своим спокойствием.
С другой стороны, мамин страх может затопить ребенка, и ребенок начнет сжиматься от страха."




Про дисфункции по всем уровням напишу отдельным постом.

@темы: Уровни построения движений, Уровень A

URL
Комментарии
2015-03-31 в 01:12 

lince.
в тебе дышит солнце (с)
О, спасибо :)

   

Покой и движение

главная