Khetti.
Размышляя над психологией и идей сенсорной интеграции, я подумала, что в выстраивании отношений может помочь знание нескольких моментов.

1. Ощущение границ и выстраивание их помогает ощущать собственную и чужую целостность. Сохранение границ, вызывает, во-первых, чувство безопасности, во-вторых, уважение к другому, в-третьих, позволяет оставаться на расстоянии, а значит оставаться в контакте с собой, не падать и не сливаться с другим. И, когда, например, один плачет, другой может его поддержать, а не обесценивать или сбежать.
2. Структура. Людям взрослым рационализм ближе, чем спонтанность. Не для всех, конечно, но, как показывает, практика для большинства. Под структурой я понимаю выстраивание определенных планов, которые не нарушаются ( Мы договорились, что каждую субботу мы ходим на балет, а в пятницу на футбол). Структура хороша тем, что она вновь дает ощущение безопасности, ощущение уважения к себе ( ведь если план запланирован и он выполняется - это приятно и надежно), а значит и ценности своей личности для другого. Еще она создает пространство, которое можно использовать для развития или восстановления отношений.
3. Принятие - это волшебная палочка в любых взаимоотношениях. Самое сложное, пожалуй. Искреннее принятие и слушание помогает ощутить свою значимость. С детьми это работает точно, со взрослыми, как показывает, моя практика тоже. Только принятие должно быть постоянным, поэтому я и написала два верхних пункта, как главных фактора.

Я думаю, что именно эти моменты могут начать стираться, когда люди вступают в более тесное взаимодействие.
По-своему, это закономерно, потому что близость позволяет ощущать разнообразный букет эмоций и получать разный опыт. Но, возможно, если возникает чувство беспомощности и ощущение, что все разваливается, а ты решаешь все сохранить, знание вот этих вещей может помочь.

Немного в сторону, но рядом.
Эти пункты хороши в работе с детьми.
Просто потому, что сейчас идет "бум" на воспитание "личностей", а из этого вытекают свои особенности, например, не буду наказывать своего ребенка, не буду ему ничего запрещать и т.д. В этом есть один тонкий момент, который я подам в виде открытого вопроса: если родитель не учит ребенка уважать собственные границы, уважать свои потребности, какие идеи поймет ребенок?

Хочу еще кое-что рассказать о принятии. Просто интересный факт.
Есть такой феномен у детей-аутистов, считается, что они "читают с твоей души". На самом деле, это не парасенсорика. Им сложно адаптироваться в мире эмоциональных игр ( т.к. эти уровне развиваются позже в норме, а у них в этом месте нарушение). Они считывают состояния человека на уровне тела, то есть все наши зажимы, напряжения. Притворяться невозможно: вас что-то испугало, вы напряглись и аутист от вас отшатнется, замкнется в себе. Поэтому в работе с ними нужно чувствовать себя спокойно, быть абсолютно открытыми.


У меня здесь родилось интересное задание понаблюдать за собой.
Попробуйте представить, что ваш лучший друг/партнер/родитель чувствует все ваши эмоциональные изменения, но не признается вам в этом. Повзаимодействуйте с ним в течение пары часов. В кафе сходите, поужинайте, погуляйте, что угодно. Последите за собой, как вы будете вести себя, зная, что любую вашу эмоцию считывают, понимают, реагируют на нее (или не реагируют). А что вы за эмоции испытываете и как влияете на собеседника? А как реагирует ваш партнер на ваши эмоции? Кто создает общение в течение этих часов?
Можно добавить своих вопросов, если интересно. Но я думаю, эффект будет даже после этих нескольких часов самонаблюдения.
А на следующий день, если желание останется, можно попробовать включить в общение один из пунктов выше и снова понаблюдать за собой.
Захотите, расскажите мне. Я буду рада.


Хорошего вечера!

@темы: Психология отношений