23:58 

Khetti.
Информация больше для меня и тех, кому интересно. Краткий конспект из книги Джин Айрис "Ребенок и сенсорная интеграция"

Развитие ребенка
1 год
1 месяц.
Осязание.
Уже в первый месяц ребенок может интерпретировать собственные ощущения и выдавать на них рефлекторную реакцию, заложенную на природном уровне. Например, стоит прикоснуться к щеке младенца и он скорее всего среагирует на прикосновение, этот рефлекс заложен в помощь младенцу найти еду.
Как уже было сказано, контакт матери и ребенка очень важен для формирования связи между ними. Здесь развивается хватательный рефлекс, он заложен для того, чтобы ребенок мог держаться за что-либо и не падать. Младенец еще не может раскрыть ладошки, поэтому ручка слегка сжата в кулак.

Также он уже может ощущать силу тяжести и движения. Его внутреннее ухо обязательно подскажет ему, какие передвижения вы с ним совершаете ( вверх-вниз-в сторону). Если вы резко опустите его, то он почувствует тревогу и постарается сгруппироваться в защитной позе. Эта реакция - первая двигательная схема всего тела. Уже писала ниже про ощущения сжатий, покачиваний, которые очень важные ребенку. Ощущения, делающие его счастливым, интегрируются.

Все движения, которые совершает младенец ( попытка поднять голову, движение ручек и ножек) интегрируются и в будущем помогут ему сформировать более организованную систему движения. Например, ощущение в мышцах и суставах сообщается мозгу о том, что голова клонится на одну сторону. Это активизирует реакцию - ассиметричный шейный тонический рефлекс: на той стороне, куда повернута голова , рука будет разгибается и вытягивается, а вторая рука, как правило, сгибается в локте. Эта схема работает не всегда, конечно. Как пример.

Зрение развито слабо, фокус размыт. Слух - реакция на звуки есть, но значение звуков не ясно. Простая реакция на звук - первый шаг к развитию речи. Зато хорошо развиты обоняние и вкус.
В первый месяц выдает много адаптивный ответов, благодаря получению собственных ощущений и силы тяжести.

2-3 месяц.
Ребенок старается поднять голову, чтобы лучше видеть и изучать мир. Попытки сесть и встать, но это пока невозможно для ребенка. Ему нужна опора в нижней части спины. Появляется хватание, но бесцельное, еще нет координации глаз-рука. Удерживает предметы тремя пальцами, не используя указательный и большой. Движения пока еще на реакцию прикосновения к ладони. Ему еще сложно целенаправленно разжать пальцы.

4-6 месяц.
Появляется движение руками (стучать ложкой по столу). Начинает использовать большой и указательный палец, но движения не точны. Тянется теперь одной рукой к предметам, нежели двумя.
Когда ребенок начинается соединять руки у груди, это говорит о том, что начинает развиваться координация между двумя сторонами тела. К 6-му месяцу кисть ребенка уже способна поворачиваться , что он может манипулировать предметами, развернуть ее.
Возрастает потребность в двигательном планировании, потому что ребенок начинает нуждаться в планировании движений самостоятельно. В этот период он может непродолжительное время самостоятельно сидеть. Автоматические мышечные реакции, благодаря которым ребенок сидит прямо, основаны на вестибулярный, двигательных и зрительных сигналах. Шестимесячному малышу нравится, когда его качают, поворачивают в воздухе. Движение - это важное, приятное ощущение младенчества. Активное движение и обостряющееся ощущение гравитации приносят ему наслаждение.

6-8 месяц.
Ползание на животе и на четвереньках - помогает ребенку формировать представление о себе как о независимом существе. Способность к перемещению снабжает малыша знаниями о окружающем пространстве, о расстояниях между ними. Появляется "пинцетный"захват - большой и указательный пальцами.
Появляется способность мысленно формировать образы ( если предмет убрать из поля зрения, он не перестает существовать).
Лепет.

9-12 месяц.
Время, когда дети начинают вставать, ходить. Лучше позволить малышу вставать самостоятельно. Интеграция нескольких ощущений: вестибулярных, мышечных, суставных.
В этот период игра - складывание предметов или отставление их друг от друга помогает мозгу планировать и выполнять серию предметов в определенной последовательности.
Появляются простые слова (мама, папа)

2 год
Способность планировать движения зависит от точной работы системы осязания.
Начинается приблизительное определение места на теле, куда коснулись и реакция на это. Кожные ощущения говорят мозгу, где кончается и начинается его тело. Осознание своего тела, куда важнее, чем зрительное представление о нем.
В этот время идет исследование мира с помощью огромного количества разнообразных движений.
В этом возрасте нравится "ходить на голове", кататься на качелях. Эти игры дают огромное количество сенсорных ощущений: вестибулярных, телесных, формирует понимание как работает сила тяжести, как двигаются и взаимодействуют силы тяжести. Какие прикосновения приятны, какие нет, где граница возможностей тела. Все это формируется в "картину мира" или "схему тела". Этот процесс называется "перцепция (восприятие) собственного тела".
Здесь же начинается лазанье. Лазанье помогает хорошо организованные вестибулярные, двигательные ощущения съинтегрировать с телесными и зрительными ощущениями.
Ребенок учится понимать указания и инструкции, следовать им. Некоторые дети в этом возрасте говорят, а у кого-то скачок развития произойдет только к 3-м годам.
Телесные ощущения помогают почувствовать ребенка отделенным от родителей, ощутить собственную самость, положительный образ собственного "я". Ребенок осознает размеры своего тела (прятки - важная игра этого возраста). Влияя на окружающие предметы ребенок развивает ощущение самости, вот почему он начинает манипулировать различными предметами.
Интеграция ощущений дает основу для хороших взаимоотношений с другими людьми. Плохое поведение по отношению к людям может служить отражением неспособности управляться с ощущениями.

3 - 7 год.
К третьему году жизни ребенок понимает, что он управляет своей жизнью и дает понять это окружающим. "Нет" = обретенная независимость.
В этом возрасте дети очень активные. Они приобретают множество навыков.
Между 3-7 годами происходит научение пользоваться простыми инструментами: лопатка, вилка, мелки, карандаши и бумага и т.д.
Абстрактное мышление появляется к 7-8 годам. Пиаже сделал вывод, что человеческий мозг не способен формировать абстракции, пока он не накопит конкретных знаний о теле, окружающем мире и царящих в нем физических силах.
За 7-8 лет движений и игр дети обретают сенсомоторную зрелость, служащую основой интеллектульного, социального и личностного развития.

@темы: Дети, Тело

URL
Комментарии
2015-04-15 в 22:24 

lince.
в тебе дышит солнце (с)
Спасибо :)
Можно, в свой рабочий днев сохраню?

2015-04-15 в 22:40 

Khetti.
Конечно.)

URL
   

Покой и движение

главная